8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно сделать заземление в гараже

Дело в том, что чаще всего гаражи делают металлическими с не очень хорошей гидроизоляцией, в результате чего внутри помещения присутствует повышенная влажность. Одновременно с этим автолюбители при ремонте машины используют мощный электроинструмент – сварочный аппарат, компрессор, обогреватели и т.д. Все эти электроприборы обязательно должны быть заземлены иначе при утечке тока на корпус, а особенно если работы происходят во влажной среде, Вы можете стать жертвой поражения электрическим током. В лучшем случае все может закончиться травмой, которая запомниться Вам на всю жизнь. Чтобы лишний раз не подвергать свою жизнь опасности рекомендуется сделать заземление в гараже своими руками, потратив на это немного времени и денег. Ниже мы предоставим простую инструкцию о том, как правильно провести заземляющий контур и какие схемы лучше не использовать.

Итак, сначала вкратце рассмотрим, как можно самому сделать заземление гаража. Существует несколько систем, которые используются на сегодняшний день.

  1. TN-C. В этом случае к вводному щитку подводится однофазный или трехфазный проводник и проводник PEN, совмещающий функции рабочего нулевого и защитного нулевого проводника. Совмещение проводника в одном означает заземление нейтрали. Недостаток такой схемы заключается в том, что при обрыве совмещенного провода фаза перейдет на все заземленные электроприборы. Как результат – на всех Ваших металлических светильниках и электроинструменте будет протекать 220 Вольт. Одно прикосновение и последствия могут быть с летальным исходом, поэтому самостоятельно делать такой вариант защиты мы не рекомендуем. В настоящее время систему TN-C запрещается применять при новом строительстве, а также в цепях однофазного и постоянного тока, однако имеются допущения в отношении применения указанной системы на ответвлениях от ВЛ. Согласно ПУЭ (п 1.7.132, Глава 1.7) система ТN-C разрешается на ответвлениях от ВЛ напряжением до 1 кВ к однофазным потребителям электроэнергии.
  2. TN-S. Более надежное заземление гаража, однако, встретить его в реальности вряд ли удастся, т.к. для этого кооператив должен протянуть к потребителям отдельный N и PE провод от подстанции к собственному ВРУ. Понятное дело, что заниматься этим не выгодно, поэтому такую схему заземляющего контура мы отбрасываем.
  3. TN-C-S. Одна из самых безопасных систем, которая представлена следующим образом: от подстанции к ВРУ кооператива протягивается совмещенный провод PEN и организовывается повторное заземление. Уже от ВРУ к потребителям идет пятижильный провод: 3 фазы, ноль и земля. Современные застройщики используют именно эту схему защиты электропроводки на 380 Вольт, но обладателям старых гаражей, скорее всего, придется самому платить за модернизацию проводки. Понятное дело, что тоже не всегда на это согласятся автолюбители.
  4. TT. Ну и последняя схема заземления гаража – сделать индивидуальный контур из нескольких металлических электродов, вкопанных в землю рядом с гаражным помещением. Как Вы понимаете, это самый простой и дешевый способ защиты электропроводки, о котором мы сейчас и поговорим.

Ниже мы рассмотрим один из вариантов монтажа заземления в гараже своими руками. Инструкция с фото примерами поможет Вам самостоятельно сделать PE контур с минимальными затратами времени и денег.

Для чего необходимо заземление?

Зачастую большинство гаражей выполнены из металла и не отличаются отличными гидроизоляционными свойствами. Из-за этого в них создается влажная среда. Автовладельцы ремонтируя свои автомобили, применяют электроприборы и электрические инструменты высокой мощности: аппараты для сварки, компрессоры, обогреватели и прочие.

У подобных инструментов обязано быть заземление, в противном случае во время утечки электрического тока, в особенности при повышенной влажности, высок риск поражения электрическим током. При неблагоприятном стечении обстоятельств можно получить травму, которая нанесет вред здоровью и надолго оставит след в Вашей памяти.

Чтобы не рисковать собственным здоровьем, а возможно и жизнью, необходимо предусмотреть заземляющий контур в гараже, сборка которого не доставит Вам существенных финансовых и временных затрат. В данной статье мы детально рассмотрим правильное проведение заземления гаражного помещения, а также нежелательные для использования схемы.

Применяемые схемы заземления

Для начала несложная для понимания инструкция по собственноручному проведению заземляющего контура. В ниши дни используют следующие системы:

1. TN-C. При данной системе к распределительному щиту ведется фаза и совмещенный проводник (ноль и земля, PEN). Кабель PEN еще на входе разделен на PE и N, это и дает возможность автовладельцу самостоятельно выполнить защитное заземление гаража. Основной минус данной системы: если оборвется совмещенный кабель, фаза перейдет на все имеющиеся приборы с заземлением.

В итоге на осветительных приборах из металла и электрических инструментах будет протечка 220 Вольт. Единственное неосторожное касание – и итог может быть плачевным. Поэтому непрофессионалам выполнять такое гаражное заземление своими руками не стоит.

2. TN-S. Подобная схема защиты надежнее предыдущей, но встречается довольно редко, потому что для этого гаражному сообществу нужно тянуть энергопотребителям от подстанции отдельно кабель PE и N к вводному распределительному устройству, что экономически нецелесообразно, потому использовать эту защитную систему не рекомендуется.

3. TN-C-S. Одна из самых надежных схем выглядит так: от подстанции к вводному распределительному устройству гаражного сообщества проводится совмещенный кабель PEN и выполняется повторное заземление.

От вводного распределительного устройства к пользователям проведен кабель из пяти жил: три фазы, ноль и земля. Сейчас большинство застройщиков применяют данную защитную систему электрической проводки на 380 Вольт, однако хозяева старых гаражей будут вынуждены сами модернизировать проводку. Что естественно вызывает вполне обоснованный протест автовладельцев.

Читать еще:  Ремонт термоса с металлической колбой своими руками

4. ТТ. Последняя система защиты – персональный контур, представляющий собой вкопанные в почву около гаража металлические электроды. В настоящий момент это простейший и недорогой защитный способ электрической проводки.

Делаем заземление в гараже своими руками

Пора узнать конкретную инструкцию для проведения надежного заземления в гараж своими силами.

Сразу остановимся на важном совете от специалистов. Контакты нуждаются в особенно пристальном внимании. Не надо делать скрутки. Надежное, качественное соединение обеспечивают клеммы. Поэтому стоит потратить чуть больше времени и аккуратно подключить клеммы во всех местах соединения контактов.

Начнем с наиболее существенных моментов.

  • УЗО имеет большое значение. Оно позволит обеспечить безопасность электропроводки даже при утечке тока. Необходимо устанавливать устройство защитного контура, поскольку именно оно и становится оптимальным гарантом для заземляющего контура. Если возникает какая-либо аварийная ситуация, электричество на вводе сразу же отключается благодаря УЗО.
  • Вам понадобятся электроды. Для их изготовления лучше всего использовать металлические уголки. Запаситесь этим материалом. Оптимальный размер металлического уголка – минимум 50 на 50 мм. Длина подойдет в 2-2,5 метра. Некоторые гаражники заменяют уголки металлическими трубками. Это тоже нормальное решение. Толщина стенок такой трубки должна составлять не меньше 3,5 мм. Диаметр лучше подобрать больше, чем 32 мм.
  • Схема защиты тоже имеет значение. Здесь речь идет о форме. Кто-то прокладывает кабель в виде прямой линии, другие выбирают треугольник. Однако специалисты и гаражники рекомендуют другой вариант, уже проверенный и признанный оптимальным. Схема заземления гаража должна быть Т-образной. В таком случае два электрода располагают по углам, непосредственно в передней части гаражного помещения. Два других электрода вкапывают в смотровой яме. Четыре заземляющих железных электрода соединяют друг с другом. Потом все они подключаются к соответствующей шине в щитке.
  • Гибкий провод становится заключительной деталью заземляющего контура. Именно он соединяет подземную систему с шиной заземления, которая расположена на щитке. Специалисты, опытные электрики советуют использовать медный кабель, сечение которого составляет 6 мм. кв. Можно взять и алюминиевый провод, но тогда понадобится сечение 16 мм. кв.

Если у вас уже подготовлены все необходимые материалы, пора начинать монтировать заземляющий контур для вашего гаражного помещения.

Инструкции

Первоначально выкапывают ямки, примерно на полметра глубиной. Между ними проделываются траншеи для расположения заземляющей арматуры. Электроды следует размещать на расстоянии примерно в один метр, можно немного больше. Далее вбивают уголки в землю. Теперь с помощью тяжелого молотка нужно вбить электроды. Каждый электрод вгоняют таким образом, что над ним остается около пятидесяти сантиметров почвы.

Уголки соединяют с помощью полосы металла, толщиной не менее пяти миллиметров. Приварив элементы с помощью сварочного аппарата, их соединяют между собой. Затем подключают провода к уголкам с помощью клемм.

По завершении всех работ остается только протянуть трехжильный кабель к щитку от помещения. Именно этот кабель используется для подключения ко всем электроприборам, он заземлен.

Нужно ли заземление в гараже, решать должен, конечно же, его владелец, но лучше это сделать заранее, не дожидаясь неприятных последствий. Внимание стоит обратить на то, что с электрическим током шутить нельзя.

Если гараж располагается на территории возле места проживания, то устройство заземления в гараже иметь необязательно. Ведь система заземления находится в доме. В таком случае проводят трехжильный кабель от дома к гаражу.

Организация заземляющего контура

Для защиты проводки в гараже во вводном щитке необходимо подключить УЗО (устройство защитного контура). Этот элемент обезопасит внутреннюю сеть от токов утечки. По сути, УЗО представляет собой дополнительное устройство защиты: он при возникновении аварии моментально прекращает подачу электроэнергии в гараж.

Сам контур заземления выполняется в виде треугольника, прямоугольника или прямой линии. Также его можно закольцевать. Часть электриков использует Т-образный контур заземления. Он включает в себя 2 электрода, вкопанные с передней стороны гаража, а 2 другие электрода устанавливаются в смотровой яме.

Важным условием при организации своими руками контура заземления является наличие возможности создания траншеи на глубине, располагающейся ниже точки промерзания грунта.

В качестве электрода применяются металлические полосы и уголки: первые вбиваются в земли, а вторые используются для их соединения между собой.

Количество таких элементов и их размеры определяют при помощи специализированной программы. Однако на практике расчеты не всегда соответствуют реалиям, поэтому со временем может возникнуть потребность в добавлении новых электродов в контур заземления.

Если возможность копать траншею нет, то используют естественные заземлители. В их качестве применяют арматуру фундамента или перекрытия пола в гараже.

Требуется лишь соблюдение некоторых мер безопасности

Основное правило (неформальное), прокладка должна быть выполнена аккуратно, с использованием качественных материалов. Распространенное заблуждение: «в гараж сойдет любой хлам» может привести к пожару или поражению электротоком.

Основные моменты, которые следует знать:

  • Электропроводка укладывается либо в штробы, либо в пожаробезопасную гофру. Для гаража это особенно актуально, поскольку вероятность повреждения магистрали в подобных помещениях выше.
  • При монтаже проводки в металлическом гараже, изолирующие гофры обязательны. Коммутационное оборудование монтируется на панели, изготовленные из диэлектрических материалов.
  • Необходимо учитывать воздействие сырости и агрессивных жидкостей.
  • Обязательно разведение линии освещения и силовых розеток на отдельные автоматы защиты.
  • После прибора учета устанавливается общий вводной автомат: покидая гараж, вы сможете обесточить его одним движением. Допускается отдельная линия освещения, которая постоянно будет под нагрузкой.
  • Линия энергообеспечения смотровой ямы (подвала) выполняется с отдельной защитой, желательно применение источника пониженного напряжения (12 вольт) с гальванической развязкой от сети 220 вольт.
Читать еще:  Композитная арматура и металлическая арматура сравнение

Часто возникает ситуация, когда вы приобретаете гараж с уже выполненной электрификацией. Если схема электропроводки в гараже выполнена предыдущим хозяином с нарушениями, ее необходимо переделать.

Защитная система уравнивания потенциалов

Первым делом, независимо от того, какой тип заземления присутствует в входящей электропроводке, в гараже необходимо выполнить систему уравнивания потенциалов, сокращённо: СУП.

Для этого все металлические конструкции гаража, даже те, которые не имеют отношения к электроприборам, а также арматура бетонного пола электрически соединяются при помощи проводников. Это делается по двум причинам:

  • При появлении опасного напряжения на одном корпусе электрооборудования, данный потенциал будет одинаковым на всех металлических конструкциях гаража, включая бетонный пол. Как известно, электрический ток возможен только при разности напряжения, а поскольку оно всюду будет одинаковым, то риск поражения значительно снижается. Из жизни можно привести аналогию с сидящими птицами на оголённых проводах воздушных линий электропередач.
  • Внутренняя молниезащита от вторичных проявлений грозового разряда, когда при электромагнитном импульсе на металлических поверхностях индуцируются электрические заряды высокого напряжения, которые могут вызывать искровой пробой между конструкциями. Возникновение искр в условиях гаража является потенциально взрывоопасным, при насыщении воздуха парами бензина.

Практическая реализация СУП как части системы заземления

Система уравнивания потенциалов должна быть подключена к заземлению гаража. Её можно выполнить, сведя все проводники в одну коробку, или проведя по периметру пола замкнутый контур в виде металлической полосы с приваренными к ней стальными проводами, которые приварены к различным конструкциям.

К данной полосе также привариваются болтовые соединения для заземления различного стационарного оборудования или электроприборов, которые не имеют стандартизированной трёхконтактной вилки с заземляющим контактом. В этом случае данная полоса системы уравнивания потенциалов также будет выполнять функцию главной заземляющей шины.

Если электропроводка в гараже находится в удовлетворительном состоянии, но является двухпроводной, то её можно не переделывать, а лишь поменять розетки на трёхконтактные, подведя к ним защитный провод заземления PE от главной шины заземления, приварив на полосе под розетками болтовое соединение для подключения медного проводника PE, идущего от заземляющего контакта розетки.

Принципы заземления

В системах TN, в которых нулевой провод является глухо заземлённым, заземление оборудованиея осуществляется при помощи защитного зануления, выполняемого различным способом в зависимости от используемой системы электропитания.

При энергоснабжении по схеме TN-C, нулевой и защитный провод совмещены в одном проводе PEN. Данная система является устаревшей, и в быту её использовать запрещено. Лучшая по своей электробезопасности схема TN-S является очень редкой из-за дороговизны.

В данной системе защитный провод заземления PE тянется от самой трансформаторной подстанции. По этому, для применения в гараже осуществимыми являются две системы заземления: TN-С-S и TT.

Необходимо разобрать более подробно, как работает та и другая система, чтобы заземление в гараже в гараже могло выполнять свои защитные функции, при этом являясь абсолютно безопасным.

Защитный провод PE

В системе TN-С-S происходит разделение PEN проводника на рабочий ноль N, и защитный заземляющий провод PE в точке повторного заземления.

разделение проводника на PE и N

Данное разделения производится на вводно-распределительном устройстве, и после этого нулевой рабочий и защитный проводники нигде больше не соединяются.

Если такое разделение выполнено в вводном щитке гаражного кооператива, и к гаражу приходит трёхжильный кабель при однофазном питании, или пять жил при трёхфазном, то заземление всех подключаемых электроприборов в гараже производится в момент их включения в трёхконтактную розетку, которые имеют подключение защитного контакта к заземляющему проводу PE.

В данном случае владельцу гаража необходимо выполнить трехпроводную электропроводку к розеткам и подключить их к шине PE, к которой также подключается СУП. При должном общественном контроле состояния электрощита, данная система должна быть безопасной.

Система ТТ, как единственный выход

Если питание осуществляется по воздушным линиям, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, при высокой вероятности обрыва нуля или замыкании его на фазу, с последующим отгоранием у трансформатора, то в этом случае на заземляемых электроприборах в гараже может оказаться опасное фазное напряжение.

Даже если рассчитать и выполнить контур заземления сопротивлением не более 4 Ом, то при отсутствии повторных заземлений на столбах и при обрыве ноля данный собственный заземляющий контур окажется единственным в округе, и токи через него могут оказаться чрезмерными, что может привести к перегреву заземляющих проводов и вызвать пожар.

При данных обстоятельствах единственным выходом будет выполнение изолированного от нулевого провода заземления по схеме ТТ. К нему не предъявляется жёстких требований к сопротивлению, но обязательно необходимо применения УЗО, с уставкой не более 30мА, которое сработает, если сопротивление заземляющего контура не будет превышать 1660 Ом.

Но для гаража следует принять за стандарт требуемые ПУЭ 47 Ом, что является вполне достижимым значением при самостоятельном выполнении работ по установке заземляющего контура.

Читать еще:  Виды металлического штакетника для забора

Земляные работы вокруг гаража

Если гараж находится на частной территории, то нет никаких сложностей в том, чтобы прокопать траншею глубиной ниже точки промерзания грунта вокруг гаража, установить туда горизонтальный заземлитель в виде полосы. Для улучшения характеристик также применяют вертикальные заземлители, вбитые в дно канавы и соединённые с полосой при помощи электросварки.

Количество и длину заземлителей рассчитывают по специальной методике или с помощью специализированной программы. Но, поскольку расчеты часто не совпадают с реальными измерениями, то приемлемых результатов достигают опытным путём, добавляя электроды.

Заземлители в гараже

Но таким способом невозможно выполнить заземляющий контур гаража, вокруг которого вся территория закатана в асфальт, и нет ни одного свободного клочка земли. В этом случае единственным выходом, чтобы создать приемлемое по характеристикам заземление в гараже будет использование арматуры фундамента как естественного заземлителя, плюс арматура бетонного перекрытия пола.

В любом случае, после собственноручно выполненных работ по установке искусственных заземлителей, или использования естественных, необходимо будет пригласить специалиста с соответствующим оборудованием для измерения сопротивления заземляющего контура.

Если оно будет больше 47 Ом, то в бетонном полу гаража необходимо будет пробить несколько отверстий и пробурить в них скважины для установки дополнительных электродов. Если будет устанавливаться модульный глубинный заземлитель, то достаточно будет одной скважины.

Вторая часть видео:

Зачем заземление в гараже?

Рано или поздно любой автовладелец становится хозяином собственного гаража, который подчас выполняет несколько функций. Во-первых, в гараже автомобиль можно ремонтировать. Во-вторых, в хозяйственных руках гараж превращается в универсальную мастерскую, склад, а если есть подвал, то он используется как погреб. Все это нуждается в электрификации и в соблюдении требований безопасности.

Так почему о заземлении в своем гараже нужно заботиться самому? Ведь в многоквартирных домах никто не забивает свой заземлитель во дворе. Зачем он понадобился для гаража?

Кооперативные гаражи зачастую металлические. Гидроизоляция у них, мягко говоря, неважная, как итог – внутри гаража почти «уличная» влажность. В таких условиях использование сварочного аппарата или обогревателя небезопасно: при поврежденной изоляции внутри прибора и при попадании внутрь влажного воздуха, утечка тока на корпус угрожает жизни. Конденсат пара, совместно с пылью, оседая на металлических деталях инструментов, является хорошим проводником электричества.

Отдельного внимания заслуживает освещение подвалов и погребов. Эти сырые помещения, согласно строительным и электрическим нормам, категорируются, как помещения с повышенной опасностью. А корпуса светильников в них нуждаются в обязательном заземлении.

А вот еще один аргумент в пользу гаражного заземления. Если гараж выполнен из металла, то, даже его нахождение на поверхности земли, не является гарантией того, что на корпус гаража не окажется под напряжением. Связь гаража с землей не столь надежна, чтобы выполнять заземляющую функцию, потому что между гаражом и почвой проложена гидроизоляция, а он сам установлен на бревнах или шпалах. Любое повреждение подводящей кабельной линии электропроводки во время дождя может дать эффект контакта с корпусом гаража. Прикосновение к металлическим стенкам гаража, если они оказались под напряжением, смертельно опасно. Поэтому присутствие заземляющей шины в гаражной электропроводке и в розетках является непременным требованием электробезопасности.

Заземление в гараже

Устройство контура заземления

Мы выяснили, зачем нужно заземлять электрооборудование, теперь выясним, как правильно сделать контур заземления.

Контур состоит из горизонтального и вертикальных заземлителей. Их задача: обеспечить максимально возможную площадь соприкосновения с грунтом. Чем эта площадь больше, тем меньшее сопротивление будет у устройства в целом.

Вертикальные заземлители: стальные уголки со стороной не менее 50 мм или трубы диаметром не менее 32 мм, забитые вертикально в землю. Толщина стенок труб — не менее 3,5 мм. Длина их зависит от ваших возможностей и вида грунта. Профессионально изготавливаемые контуры содержат заземлители длиной до 2 – 3 м. Заглубляют их с применением вспомогательных механизмов. Если грунт состоит из камней, щебенки, то забить кувалдой трехметровую трубу будет непросто.

Вкапывать вертикальные заземлители нельзя – только забивать. Иначе их связь с землей будет неэффективной. Расстояние между ними – 1,5 – 2,5 м. Перед тем, как забивать заземлители, по периметру будущего контура выкапывают траншею глубиной не менее 0,5 м. Заземлители забивают в нее до самого дна.

Располагать заземлители можно в линию, в вершинах равностороннего треугольника, по периметру гаража. Все зависит от наличия свободного пространства, чего в гаражах обычно не хватает. Количество заземлителей – от 3 до 9 штук. При уменьшении длины заземлителей их количество придется увеличить.

Вертикальные заземлители у поверхности дна траншеи соединяют между собой горизонтальным. Они выполняются из стальной полосы сечением не менее 100 мм 2 или прутка диаметром не менее 10 мм. Толщина стенки полосы не должна быть менее 4 мм. Соединение выполняют сваркой. Сварочные швы обязательно красят – в земле их разрушает коррозия.

Горизонтальный заземлитель выводится на поверхность земли. К нему приваривают болт, к которому подключают при помощи болтового соединения медный провод с наконечником сечением не менее 6 мм2. Второй конец провода подключают к шине РЕ распределительного щитка. Затем траншею зарывают рыхлым грунтом без камней и строительного мусора. Не используйте для этого песок – он имеет высокое сопротивление.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector